PostHeaderIcon Жизнь по взмаху палочки (Мария Эклунд)

Даже в наш век тотального феминизма появление за дирижерским пультом женщины не кажется обычным и вызывает сперва удивление, потом - восхищение, потом - желание понять, откуда же такие берутся...

Белокурая валькирия, как окрестила ее российская пресса, Мария Эклунд родилась в Москве. С детства любила петь, и характер имела настойчивый. Закончила музыкальное училище при Московской консерватории им. Чайковского, поступила в Российскую академию музыки им. Гнесиных, продолжила образование в Королевской академии музыки в Стокгольме, а оттачивала мастерство в аспирантуре Московской консерватории в классе профессора Геннадия Рождественского. Уже 14 лет Мария живет в Швеции, а в Москву наведывается с концертами. Красивой фамилией и статусом иностранки Мария обязана мужу. В начале 90-х они познакомились в швейцарско-французском городе Церн — Маша приехала к дедушке, который по сей день работает в международном центре по ядерным исследованиям, молодой швед Андреас готовился там к защите диссертации. Сейчас дружная семья Эклунд, обитающая в доме под Стокгольмом, состоит из трех человек — Марии, Андреаса и их сына Кристиана. «Истории в деталях» — монолог Марии Эклунд о музыке, семье и нелегкой доле женщины-дирижера.

«МНЕ ПОНЯТНО, ПОЧЕМУ БОЛЬШИНСТВО дирижеров — мужчины. Это естественно, потому что дирижерская школа вышла из композиторской — композиторы дирижировали своими сочинениями. А сколько композиторов-женщин мы знаем, на сегодняшний день? Они только вызревают. Но ведь в начале прошлого века и врачей-женщин было не так много. Это просто вопрос развития профессии. С открытой дискриминацией я никогда не сталкивалась, а вот со скрытой — да. Нет дискриминации со стороны оркестрантов, потому что там все ясно — мы идем к одной цели. Скорее это происходит на уровне менеджмента. Наверное, считают, что с женщинами-дирижерами труднее работать. Но я не хочу говорить о женском дирижировании — его нет. Есть просто дирижировании — что-то, что люди делают талантливо или бездарно»

«КОНЦЕРТНЫЙ ПРОЦЕСС — это ВОЛШЕБСТВО в каком-то смысле. Не все зависит от времени подготовки, непосредственной репетиционной работы. У сцены свои законы. И есть момент импровизации, эмоциональный накал. Через микрофон и через электронную музыку невозможно передать это живое чувство. В характере дирижера должны быть какая-то внутренняя сила, энергетика и стремление. И еще терпимость, наверное. Это не вопрос командного голоса, это вопрос лидерства. Люди, с которыми ты работаешь, должны тебе довериться в профессиональном плане. Дирижер — это чело век, который должен внутренне брать на себя ответственность за то, что происходит, за ту душу, которую композитор пытался вложить в это сочинение. Я вижу дирижировании как вид искусства, и мне приятно смотреть, когда это технически правильно и в то же время эстетично»

«В СЕМЬЕ Я ТОЖЕ ДИРИЖЕР — руковожу внутренними процессами. Я знаю четко, что и как должно происходить в моем доме и с моим ребенком. И как бы я хотела, чтобы это было организовано. А дальше реализацией занимаются все остальные. У меня даже в быту мало компромиссов, все должно быть идеально. Но мое руководство, конечно, не касается карьеры мужа или его интересов. У нас равноправный брак, мы стараемся учитывать интересы друг друга. Я не могу сказать, что полностью отдаюсь семье, но от меня этого никто и не требует»

«ШВЕЦИЯ УЖЕ СТАЛА МОИМ ДОМОМ. Здесь замечательная природа, здесь атмосфера, в которую можно окунуться и черпать силы. Для изучения партитур это благодатная среда. Хотя я космополит: мне все равно, где жить. Для меня важны семья, муж, ребенок, родители. А мой дом мог бы быть во Франции, в Англии, в России, где угодно. Мне близка энергетика больших городов, я там родилась и выросла. В моей жизни мне нравится этот баланс — Стокгольм и Москва, спокойствие и энергия. Если бы я жила только в Стокгольме, я бы, наверное, от этого спокойствия сошла с ума. Мне повезло, что я живу в такое время, когда могу, будучи русской, жить в Европе, а работать по всему миру»

«ЧЕМ СТАРШЕ ДИРИЖЕР, тем он, как правило, лучше. Говорят, это профессия второй половины жизни — она требует опыта, в том числе опыта человеческого общения, а не только образования. Я думаю, что у дирижера пик карьеры наступает в 55-65 лет. Так что моя карьера только началась».

Вернуться назад

Наши партнеры

Карта сайта
Статистика



Яндекс цитирования