PostHeaderIcon Увертюра к балету "Творения Прометея"

(ор. 43, 1800- 1801)

Увертюра Людвига ван Бетховена «Творения Прометея» открывает в творчестве композитора ряд увертюр, созданных с 1803 по 1824 годы, среди которых знаменитые «Эгмонт», «Кориолан», все «Леоноры», и который завершается «Освящением дома». Однако, в отличие от «Кориолана» и «Эгмонта», предпосланных творениям Шекспира и Гете, Третьей «Леоноры», которая могла бы открыть гениальную музыку оперы «Фиделио», увертюра «Творения Прометея» предназначалась для балета, о котором нам неизвестно ничего, кроме сюжета, имени балетмейстера и сведений о постановках. Балетмейстером и автором либретто был талантливый и успешный Сальваторе Вигано, который впервые привел гений Бетховена на подмостки музыкального театра. Вхожий в аристократические круги Вигано, как предполагают, услышал бетховенский Септет, соч. 20, посвященный императрице Марии-Терезии, и это решило его выбор композитора для будущей постановки. Всего Бетховен написал для этого балета 16 номеров, и первое представление прошло с успехом в венском Бургтеатре 28 марта 1801 года. В текущем сезоне балет выдержал 16 представлений, в следующем – еще 13 и потом сошел со сцены. Не сохранилось даже подробного либретто, не говоря о хореографии. Невозможно определить, для каких сценических ситуаций предназначались те или иные музыкальные номера (кроме увертюры и антрактов). Уже в ХХ веке Рихард Штраус сделал из этих номеров отдельную сюиту в собственной редакции, вплоть до наших дней в оригинальном изложении звучала только популярная увертюра. Обнаружено было, однако, изложение сюжета, типичного для придворных балетов той поры: «Прометей оживляет две музыкальные статуи с помощью небесного огня, но не может пробудить в них сознание. Глас свыше зовет его отказаться от своего намерения и разрушить созданное им. Приведенные Прометеем на Парнас и там приведенные в чувство музыкой Аполлона, они начинают видеть красоты природы, а также становятся восприимчивы к другим искусствам – танцу и пантомиме. Сочинение заканчивается праздничными танцами».

Музыка увертюры, представляющей собой классически завершенный образец сонатной формы с медленным вступлением, проникнута театральной яркостью и тем животворящим «аполлоновским» духом, который так характерен для сочинений Бетховена до 1802-1803 гг. Во многом она перекликается с Первой симфонией Бетховена, написанной в той же тональности – и по настроению, и по гармониям начала медленного вступления, и по типу изложения тем главной и побочной партии. Обе эти темы, одна – стремительно-стаккатная, другая – кокетливо-изящная, кстати, отсылают нас к музыке последней части балета, откуда они были позаимствованы. Характерно, что развитие их перенесено из лаконичной разработки в коду, носящую характер ликующего, оргиастического танца и являющуюся кульминацией всей увертюры и одновременно ее блестящим завершением. 

Наши партнеры
Новости


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /home/beethovn/site/tpl/r_news.tpl on line 3
14-08-2017


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /home/beethovn/site/tpl/r_news.tpl on line 3
11-11-2016


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /home/beethovn/site/tpl/r_news.tpl on line 3
30-01-2014


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /home/beethovn/site/tpl/r_news.tpl on line 3
13-07-2013


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /home/beethovn/site/tpl/r_news.tpl on line 3
7-07-2012


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /home/beethovn/site/tpl/r_news.tpl on line 3
30-11-2010


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /home/beethovn/site/tpl/r_news.tpl on line 3
25-04-2010

Карта сайта
Статистика


Яндекс цитирования