PostHeaderIcon Современный взгляд на творчество Бетховена

Бетховен не придумывал новых линий развития жанров квартетов, симфоний или сонат, а продолжал то, что придумали его предшественники, но с другой стороны музыка Бетховена существенно отличалась от всего, придуманного раннее, она была более свободной, как бы раздвигая рамки, сдерживавшие его предшественников. Его музыка была гораздо чувствительнее к тембру каждого отдельного инструмента в оркестре и требовала очень высокого мастерства от каждого члена оркестра. С одной стороны для музыки, сочиненной Бетховеном не требовалось расширения состава симфонических оркестров того времени, с другой стороны для каждой его партии требовалось больше исполнителей, чем для произведений его предшественников. В его сочинениях фортепиано не было похоже на изящный клавесин, но использовало все динамические возможности инструмента и весь его диапазон.

В произведениях Бетховена часто встречается прием резкой смены контраста в областях гармонии, ритма и мелодики. Одной из форм контраста в сочинениях являлось противопоставление лиричных, плавно текущих тем с более решительными и четкими разделами. Также особенностью произведений Бетховена всегда считались внезапные модуляции в далекие тональности и резкие диссонансы. Он широко расширил диапазон применяемых в музыке темпов и часто прибегал к весьма драматичным и неожиданным сменам динамики. Временами контраст между разделами показывается, как проявление характерного Бетховенского юмора, такое встречается в его неистовых скерцо, которые в его симфониях и квартетах часто сменяются на более степенный менуэт.

Бетховену, в отличие от его предшественника Моцарта, сочинение его произведений давалось с трудом. В записных книжках композитора видно, как долго он сочинял мелодии, сколько у него было набросков, перед тем, как весь этот хаос собирался в грандиозные композиции редкой красоты. Звучащий в начале пятой симфонии эскиз «мотив судьбы», согласно его черновикам, изначально был поручен флейте, а это бы изменило весь образный смысл произведения. Благодаря своему высокому интеллекту Бетховен компенсирует недостаток творческой фантазии четким и логичным построением всей спонтанности его произведений. Именно это качество всегда являлось главным источником величия композитора, его несравненного умения организовать спонтанные элементы в одно целое. Он уничтожает традиционные цезуры между разделами формы, не следует симметрии, объединяет части цикла, тематические и ритмические мотивы, на первый взгляд не содержащие в себе ничего интересного, превращает в протяженные построения. Силой своего ума и собственной волей Бетховен создает музыкальное пространство. Композитор опередил свое время и создавал музыку, которая стала определяющей для искусства 19 века. В наше же время его произведения считаются одними из самых великих и уважаемых творений человечества. Они звучат везде и всюду.

Вернуться назад

Карта сайта
Статистика


Яндекс цитирования