PostHeaderIcon Великий Бетховен

Действительно, Великий! Людвиг Ван Бетховен является ключевой фигурой западной классической музыки своего времени и до сих пор – одним их самых исполняемых композиторов во всем мире. Его творчество внесло значительные коррективы в симфонизм 19-20-го веков. Родился композитор в Бонне в декабре 1770 г. На музыкальный путь Людвига направил его отец Иоганн, который сам был певцом в придворной капелле. Отец мечтал представить миру второго Моцарта и сам начал обучение сына игре на скрипке и клавесине, но, не добившись желаемых результатов, перепоручил сына своим коллегам (органисту и скрипачу). Уже в 1778-ом в Кельне мальчик впервые выступил перед аудиторией.

Изданием первого сочинения (вариации на тему марша Дресслера) Бетховен обязан композитору Кристиану Готлобу Нефе, который сразу узрел в мальчике талант и, по сути, стал его учителем. Людвигу тогда было 12 лет, и он уже был помощником органиста при Дворе. В это время Бетховен начал активно сочинять музыку, но особо не торопился с изданием своих произведений. Многие из них позже были доработаны. Наиболее известны из ранних сочинений несколько песен (в их числе «Сурок») и 3 детские сонаты. Моцарт, услышав импровизацию 17-летнего Бетховена, посетившего Вену, воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!». И не ошибся. Правда, намеченных занятий не состоялось. (Болезнь матери заставила Бетховена вернуться в Бонн).

В 1789 году в Бонн пришло известие о Французской революции, и Людвиг пишет «Песню свободного человека» на стихи одного из профессоров университета, в котором он учился. Слова песни говорят о том, что свободным является тот, для кого не имеет значения титул и преимущества рождения. В этот период жизни в Бонне Бетховен сочиняет кантату «Das Werk beginnt!», посвященную масонству. (В молодом возрасте композитор вступил в масонство, но довольно быстро к нему охладел.)

В 1792 году, осенью Бетховен едет в Вену и начинает занятия с Гайдном, которые заканчиваются обоюдным разочарованием. Учителя пугали мрачные мелодии Людвига и слишком смелые взгляды, а ученику казались не достойно оцененными его старания. Дальнейшее обучение Бетховен продолжил у Альбрехтсбергера и Сальери. С первых лет жизни в Вене композитор прославился, как пианист-виртуоз. Его игра поражала слушателей. Он смело использовал крайние регистры, строил массивные аккордовые созвучия и активно пользовался педалью, что в те времена было не принято. Композитор буквально создал свой фортепианный стиль. Яркими примерами являются «Патетическая» соната №8 и сонаты № 13 и 14 (под общим названием «В духе фантазии). Впоследствии соната №14 была названа поэтом Рельштабом «Лунной». «Лунная соната» вдохновляла художников и скульпторов. С ее названием стали появляться скульптуры, картины, ювелирные украшения. В это время произведения Бетховена стали пользоваться особым успехом и широко издаваться.

За 10 лет в Вене было написано 3 фортепианных концерта и 20 сонат для фортепиано, 8 сонат для скрипки, квартеты и множество других камерных сочинений, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии. В 1796-ом композитор начал терять слух. Написанная им Третья (Героическая) симфония, по словам Чайковского особенно раскрыла изумительную силу творческого гения Бетховена. Автор намеревался посвятить ее Наполеону, но передумал. В это же время Бетховеном была написана единственная опера «Фиделио». Передав ее рукопись незадолго до смерти Шиндлеру (другу и секретарю), композитор заметил, что это произведение для него дороже всех, поскольку «было произведено на свет в более сильных мучениях» и доставило величайшие огорчения…Даже среди простых обывателей едва ли найдется человек, незнакомый с творениями этого великого классика. Кто же не слышал «К Элизе»?..

Вернуться назад

Наши партнеры

Карта сайта
Статистика



Яндекс цитирования